Историческое наследие храмов

Архиерейское подворье Благовещенского собора г. Гагарин

Соборный храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы появился в Гжатске одновременно с основанием города. Первоначально церковь была деревянной. О построении церкви в ее архиве имелся документ, датированный 1718 г. Первым священником Благовещенского собора был Павел Ефимович Львов-Троепольский. На его средства в 1724 г. взамен деревянной церкви был выстроен каменный Благовещенский собор. Но и новый собор вскоре стал мал для города. Кроме того, скромность церкви не соответствовала уровню торгового поселения, каким, благодаря крупным финансовым и товарным потокам, стал Гжатск. Поэтому в 1730-х годах был построен новый каменный Благовещенский храм.

Во время Отечественной войны 1812 г. Благовещенский собор, как и другие церкви города, пострадал от рук неприятеля. В храме, по свидетельству местных жителей, размещался лазарет, конюшня; на иконах долгое время, как память о тех днях, сохранялись гвозди, на которые французы вешали одежду.Во второй половине XIX столетия Благовещенский собор считался купеческой церковью. Его старались украшать именитые купцы Гжатска.В 1882 г. к собору взамен обветшавшей старинной колокольни была пристроена новая каменная звонница в Московском стиле, высотой до 25 саженей. В 1902 г. колокольню оштукатурили.

В 1896 г. старый собор, «современный основанию Гжатска <…> разрушен по неизвестным причинам. Новый Благовещенский собор строился преимущественно на средства А. И. Комаровой, для чего ею было израсходовано более 150 тысяч рублей. По своей красоте, объему и внутренней отделке храм считался одним из лучших в Смоленской губернии. Новый собор вмещал до 4 тысяч богомольцев, на его хорах могли разместиться 50 певчих. Кроме главного престола во славу Благовещения Богородицы, с правой стороны находился придел во имя святителя Василия Великого, слева – в честь преподобной Анны. 29 октября 1900 г. епископ Смоленский и Дорогобужский Петр освятил собор.

На территории соборного храма находились церкви, приписанные к нему. Это Петропавловская (Тихвинская) церковь и храм в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радосте».

В 1929 г. в Гжатске активно развернулась кампания по закрытию всех церквей города.

13 декабря собрание Гжатского бюро Союза воинствующих безбожников приняло решение о закрытии Благовещенского собора и просило исполнительную власть утвердить свое постановление.

В начале 1930 г. Вяземский административный отдел, не получив разрешения Смолоблисполкома, закрыл Благовещенский собор. В марте с храма были сбиты кресты с главами, сняты колокола. В соборе был устроен звуковой кинотеатр.

Великая Отечественная война принесла городу значительные разрушения. Был уничтожен кладбищенский Предтеченский храм, пострадал Благовещенский собор. После войны в соборе размещался клуб (до 1960-х годов). В 1980-х годах здание было перепланировано, храм отреставрирован и передан под краеведческий музей.

В 2013 г. в общественно-религиозной жизни города Гагарина произошло значимое событие – один из приделов Благовещенского собора был передан Смоленской епархии. А в 2014 году было подписано соглашение о намерениях между администрацией Смоленской области и Смоленской епархией о передаче архиерейского подворья Благовещенского собора Русской Православной Церкви.

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери г. Гагарин.

1

 

В 1719 году указом Петра Первого торговое село Гжатск было преобразовано в Гжатскую пристань, куда были переведены торжки из Можайского уезда и из ближайших городов переселены 30 семей посадских людей, занимавшихся торговлей. Задачей новой пристани было обеспечение новой столицы — Петербурга — хлебом.

   С середины 18-го века селение именуется Гжатской слободой и становится центром системы торговых сел, расположенных на реках Гжать и Вазуза. Гжатская слобода (с 1776 года – город), расположенная на пересечении водного и сухопутного торговых путей,  быстро обустраивается — формируются улицы, торговые площади, строятся первые каменные здания. Ими стали два каменных храма, построенные в одни и те же годы : Богоявленская (Казанская) церковь в левобережной части города и Благовещенский собор в правобережной части. Благовещенский собор в 1896 году по ветхости был разобран и на его месте на средства А.И.Комаровой было построено новое здание собора.

   На центральной торговой площади, называвшейся Конной площадью, в 1734 — 1743 годах на средства прихожан была построена церковь в честь Богоявления, в которой было два придела: один — в честь Казанской иконы Матери Божией, другой — во имя святителя Димитрия Ростовского. В церкви находилась небольшая Казанская икона Матери Божией в сребро-золоченой раме, пожертвованная Петром I при основании Гжатской пристани. Накануне каждого воскресенья после всенощного бдения перед этой иконой читался акафист.

   На Конной площади ежегодно в июле проводилась многодневная ярмарка, привлекавшая купцов из многих городов России. Она начиналась 21 июля, в день, когда Церковь совершает празднование в честь Казанской иконы Матери Божией и именовалась Казанской ярмаркой.

   Рядом с Богоявленской (Казанской) церковью в 1756 году на средства гжатского купца Петра Афанасьевича Немчинова была построена приписная каменная церковь с двумя престолами: в честь святителя Николая и в честь Трех Святителей.

   К Богоявленской (Казанской) церкви была приписана также кладбищенская Вознесенская церковь с небольшим теплым приделом в честь священномученика Харалампия, построенная в 1791 году.

   В 30-е годы Богоявленская (Казанская) церковь была закрыта. В послевоенное время она использовалась как зерновой склад, предпринимались попытки приспособить её под водонапорную башню. В конце семидесятых — начале восьмидесятых годов церковь была отреставрирована и до апреля 1992 года в ней располагалась картинная галерея.

   1 апреля 1992 года церковь была передана Смоленской епархии, а 18 апреля 1992 года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил её освящение.

 

Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Пречистое.

3

Храм Успения Пресвятой Богородицы построен  предположительно в 1807 г. по заказу князя   Дмитрия Михайловича Голицына. Это неточные сведения в 1799 г. в новом тексте Экономических примечаний зафиксированы происходившие в усадьбе перемены — «в селе Пречистом церковь деревянная во имя Пресвятой Богородицы с приделом Святого Иоанна Воина, вместо оной вновь строится каменная с двумя приделами, дом господский деревянный и два каменных флигеля… владение князь Дмитрий Михайловича Голицына, ныне состоит за действительным камергером князь Александр Михайловичем Голицыным»(РГАДА Ф.1355. Оп.1.Е.х.1466).Таким образом, Успенская церковь строилась уже в 1799 г. в период управления имением А.М.Голицыным, а в 1807 г. вероятно была освящена. Церковь построена по проекту известного французского архитектора Тома де Томона. По переписке князя Голицына  с архитектором следует, что Успенская церковь в селе Пречистое является первой работой Тома де Томона в России. На строительство храма были приглашены известные по тем временам мастер – каменщик Лука Иванов и русский архитектор Николай Львов. Александр Михайлович внимательно следил за работой мастеров. В росписи внутренних стен и иконостаса принимали участие лучшие московские живописцы. Среди художников, писавших фрески, упоминается Владимир Боровиковский ( автор портретов Екатерины II, Павла I и многих других высокопоставленных лиц Российской империи). Церковь Успения Пресвятой Богородицы – кирпична и оштукатуренная, с белокаменными деталями – оригинальный центрический храм в форме зрелого классицизма. К крупному крестообразному объему с двускатными кровлями над высокими рукавами креста примыкают пониженные закругленные угловые части. Мощный цилиндрический барабан со сферическим куполом завершает композицию. Центрический храм в плане описывает почти круг, в объемной же композиции доминирует равноконечный крест, из которого вырастает грузная ротонда с полусферой низкого купола. С ротондой удачно взаимодействуют пониженные дуговые объемы между ветвями креста, завершенные красиво изогнутой линией кровли.

Храм  предельно лаконичен и общими массами, и убранством фасадов. Его почти скульптурный объем, скомпонованный из четких геометрических тел, предвосхищает архитектуру ампира начала XIX в., любящего строгую, лапидарную эстетику. Монолитность  объема подчеркнута входными порталами. Декор фасадов строг и в то же время наряден. Только на торцах рукавов с треугольными фронтонами антаблемент украшен триглифами и метопами с кругами во фризе, а в карнизе – крупными модульонами. В центре северного, южного и западного фасадов находится большая ниша  с тосканским портиком над которым во всю ширину ниши прорезано полукруглое окно. К входам в центре портиков вели открытые лестницы (сохранилась западная).

В угловых закруглениях – по три прямоугольных проема с уступами по краям. В светлом и просторном интерьере четыре мощных пилона со срезанными внутренними углами несут барабан с полусферой купола. Рукава креста, перекрытые корытными сводами, открываются арками в угловые пониженные части со сводами в четверть сферы; в толще пилонов, кроме того прорезаны сквозные арочные проемы по линии запад – восток. До проведения ремонта храма были видны фрагменты росписей в куполе, на стенах и пилонах, а также фрагменты мозаичных полов.

После революции 1917 года храм не функционировал, был полностью разграблен, но не разрушен. После Великой Отечественной  войны храм использовался как склад готовой продукции сыроваренного завода, а подвальное помещение – как цех по засолке сыров. Позднее подвал стал картофельным хранилищем племсовхоза «Пречистое». В 70 – х годах XX века здание церкви не использовалось, так как началось его постепенное разрушение. Храм передан Русской Православной Церкви а 1992 году. В 1999 году принято решение о государственной регистрации Прихода храма Успения Пресвятой Богородицы с. Пречистое Гагаринского района Смоленской  епархии. В 2002 году, после возведения крыши и проведения косметического ремонта, началось богослужение в южном приделе храма. Северный придел, как и центральная часть до 2015 года не функционировали. В 2015 году были закончены восстановительные работы в храме и богослужения стали проходить в центральной части храма.

Центральная часть

Придел в честь Иоанна Воина(северный придел храма )

В 2015 году были закончены наружные восстановительные работы по ремонту стен храма.

В ведении Прихода также находится купальня над источником Святителя Николая вблизи деревни Ивино.

В  ведении Прихода находится храм – часовня в честь великомученицы Варвары на территории военной части г. Гагарин.

Храм в честь Преображения Господня с. Баскаково

2

Храм построен из кирпича в 1760-70 гг, в стиле барокко, взамен обветшавшего деревянного, построенного в 1710 г. Имеются сведения, что в то время он был одним из дальних подворий Новодевичего монастыря г. Москвы.

Пятиглавый храм с ярусной колокольней — оригинальный памятник барокко. Двусветный куб с сильно выдвинутым к востоку пятигранным алтарём несёт крутую кровлю с пятиглавием: в центре – крупный световой восьмерик, а над углами — узкие глухие восьмерички на четырёхгранных основаниях, — все с луковичными главками на круглых шеях. Широкая и низкая трапезная имеет два придела. Их трёхгранные алтари примыкают к боковым стенам храма. С запада примыкает устремлённая вверх трёхъярусная колокольня. Её трисквозных четверика (верхний со срезанными углами) увенчаны стройным глухим восьмериком с главкой. Декор фасадов состоит из пилястр, многообломных карнизов с раскреповками и ленточных наличников с замками, ушами, фартуками и сучковым либо треугольными фронтонами. Внутри светлое и высокое основное помещение перекрыто сомкнутым сводом со световым барабаном в центре. Коробчатый свод алтаря переходит в гранёную конху, коробовые своды трапезной опираются на два столба. В нижнем ярусе колокольни свод крестовый, верхней – сомкнутые. Храм сохранил внутренне убранство с ярусным иконостасом и иконами ХIХ-ХХ вв. Закрыта постановлением от 20.08.1939, в 1942 вновь открыта, более не закрывалась. Во время Великой отечественной войны в трапезной храма ремонтировали технику.

По описи 1910: снаружи и внутри оштукатурена и покрашена масляной краской; покрыта железом, окрашенным зеленою масляною краскою. Длина церкви с колокольней 16,5 саж, ширина 10,5 саж, высота до верха карниза 2 саж 2 арш; на церкви 8 глав; больших окон 30 шт и малых 2 шт; дверей наружных створчатых 3 шт, из них 2 обшиты железом. Внутренних одинарных 4 шт, из них 2 обшиты железом и створчатых 4шт, из них 1 обшита железом. Церковь отапливается 2 изразцовыми печами. Иконостасы правого и левого приделов каждый длиной 13 арш и высотой 5 арш. Колокольня в 3 яруса, высота до верха карниза 8 саж.

Первоначально храм был освящен в честь Рождества Христова. Приделы в честь прор. Илии и свт. Николая чудотворца. Храм был закрыт в 1939 году, в храме устроена ремонтная мастерская. В Никольском приделе была демонтирована одна из межоконных перегородок и в образовавшемся проеме оборудованы большие въездные ворота для въезда техники. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 гг, во время немецкой оккупации, храм также использовался как мастерская. По свидетельству местных жителей, в храм для ремонта загоняли немецкие танки.

В 1943 году храм передан верующим, храм снова стал использоваться по прямому назначению. В это же время храм освящен в честь Преображения Господня.

До 2013 года Богослужения в основном совершались в Ильинском приделе. В 2013 году проведено отопление в главный придел, основные Богослужения с этого времени совершаются в нем. В конце 2013 года, в праздник свт. Николая чудотворца, возобновлены богослужения в Никольском приделе. В 2014-15 годах отреставрировна трапезная храма, где расположены приделы прор. Илии и свт. Николая. В никольском приделе возведен новый иконостас. В конце 2015 г. капитально отремонтирован главный Алтарь храма.

30 сентября 2015 года Ильинский придел освящен архиерейским чином преосвященнейшим СЕРГИЕМ, епископом Вяземским и Гагаринским.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *