Четвертая неделя Великого поста в Благовещенском соборе

26 марта, в четвертое воскресенье Великого поста, в неделю преподобного Иоанна Лествичника в Благовещенском соборе города Гагарин состоялась Божественная Литургия, которую совершил настоятель Благовещенского собора игумен Александр (Карпиков).

Его Высокопреподобию сослужили иерей Роман (Ступа) и диакон Димитрий Прусов.

Многие верующие в этот день причастились Святых Христовых Таин.

Пред иконой Святого Иоанна был отслужен молебен и вознесены молитвы о мире.

По окончанию Богослужения отец Александр обратился к верующим с пастырским словом, в котором вспомнил основные события жизни преподобного Иоанна Лествичника и призвал на всех присутствующих Божье Благословение.

Далее всем прихожанам были вручены красивые печенья-лестницы, испеченные прихожанами собора.

Напомним, что 26 марта вспоминается великий подвижник VI века – святой Иоанн Лествичник, который с 17 до 60 лет подвизался на Синайской горе, и в своем творении «Лествица Рая» изобразил путь постепенного восхождения человека к духовному совершенствованию, как по лестнице, возводящей от земли к вечно пребывающей славе.

По преданию, святой Иоанн родился около 570 года в семье святых Ксенофонта и Марии (память 26 янв. ст. ст.). Шестнадцати лет он пришел в Синайский монастырь, где через 4 года был пострижен в иноки и девятнадцать лет воспитывался под руководством старца Мартирия. Однажды они пошли к старцу Иоанну Савваиту, который встал, умыл ноги Иоанну и облобызал его руку. После их ухода ученик святого Иоанна Савваита спросил его, почему он так сделал. Старец ответил: «Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена Синайского и умыл ноги игумену». Авва Стратегий предсказал, что Иоанн будет некогда великим духовным светочем. Слова великих старцев сбылись. В 35 лет преподобный Иоанн удалился отшельником в пустыню у подножия горы Синай. Провел там сорок лет, смиренно и кротко трудился с молитвой, сочиняя книги. В семидесятипятилетнем возрасте он был избран игуменом Синайской обители. По просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря, им была написана знаменитая «Лествица добродетелей», где он раскрыл 30 ступеней восхождения к духовному совершенству. Цель этого творения — показать, что дело спасения требует от человека самоотвержения и усиленных подвигов. Ступени «Лествицы» — это путь человека к совершенству, которое постепенно, а не вдруг может быть достигаемо, дабы он мог приблизиться к Царству Небесному. Четыре года святой Иоанн пробыл игуменом, затем вновь возвратился к уединению и безмолвию. Скончался в 649 году.

Тропарь преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского, глас 8:

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней,/ сияя чудесы, Иоанне, отче наш,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского, глас 1:

Плоды присноцветущия,/от твоей книги принося учения, премудре,/ услаждавши сердца, сим с трезвением внемлющих, блаженне:/ лествица бо есть, души возводящая от земли к Небесней и пребывающей славе/ верою чтущих тя.

Тридцать ступеней «Лествицы» — это тридцать бесед о восхождении человека «из силы в силу» к совершенству, которого можно достигнуть лишь постепенно — по слову Спасителя: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф 11:12). Первые 23 «ступени» посвящены грехам, остальные 7 — добродетелям.

Но начинается все с главы о бегстве из мира. То есть сразу определяется: это чтение в первую очередь для монахов. А о морянах там же, на первой «ступени», лишь мельком говорится, что если они удерживают свой язык от лжи и злословия, руки от воровства, ум от превозношения, а сердце от ненависти, не отрываются от Церкви, сострадательны к нуждающимся, никого не соблазняют и к чужому не прикасаются, то они уже недалеки от Царствия Небесного.

И все-таки прочесть ее — хотя бы раз в жизни — стоит. Она многое ставит на свои места и дает точную оценку тем блестящим фальшивкам, которые мы зачастую склонны считать добродетелями. Хотя бы тому же усердному «подвижничеству» в миру, которое, по словам Иоанна Лествичника, чаще всего питается тщеславием. То есть дело даже не в том, что мы много грешим, а в том, что грехом отравлены даже лучшие наши порывы.

А еще преподобный Иоанн показывает — что тоже небесполезно знать каждому — путь развития страсти в душе человека: от возникновения в уме какого-то образа до полного подчинения воли («прилог», «сочетание», «сосложение», «пленение», «борьба» и, наконец, «страсть»). И объясняет, что есть «еще и иной… тончайший помысл, называемый набегом мысли, который так быстро проходит в душе, что без слова и образа, и времени мгновенно представляет человеку потаенную его страсть». Из страстей же главными он считает славолюбие, сластолюбие, сребролюбие, которые порождают остальные — гнев, злопамятство, уныние, тщеславие, гордость.