Вербное воскресенье в Благовещенском соборе 2025

В праздник Входа Господня в Иерусалим, 13 апреля,​ благочинный церквей Гагаринского округа​ игумен Александр (Карпиков) совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе г.Гагарин.

Его Высокопреподобию сослужил иерей Роман Ступа.

Праздничные песнопения исполнил хор подворья , под управлением Натальи Ишковой и Татьяны Нагиевой.

В этот день и накануне, 12 апреля (на всенощном бдении) был совершен Чин освящения верб.

Многие верующие причастились Святых Христовых Таин.

По окончанию, отец Александр обратился к верующим с пастырским словом.

Также в этот день состоялось таинство соборования.

Вербное воскресенье — один из важнейших дней в православном календаре, предваряющий Пасху. Его дата ежегодно меняется, поскольку зависит от даты Светлого Христова Воскресения, которая определяется по лунно-солнечному календарю. Вербное воскресенье всегда отмечается за неделю до Пасхи.

Официальное название праздника — Вход Господень в Иерусалим. Это событие описано во всех четырех Евангелиях и символизирует торжественное прибытие Иисуса Христа в Иерусалим накануне его крестных страданий. Народное же название связано с особенностями климата и флоры на Руси: если в Иерусалиме Христа встречали пальмовыми ветвями, то в северных широтах их заменили на веточки вербы — одного из первых деревьев, пробуждающихся весной.

История праздника.
Согласно всем четырем Евангелиям (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), в этот день Иисус Христос въехал в Иерусалим. Но сделал он это не как военачальник или царь, окруженный армией, а смиренно — верхом на осле. Этот образ не случаен: в еврейской традиции осел символизировал мир, а не войну. Толпы народа, уже слышавшие о чудесах, совершенных Христом — исцелениях, воскрешении Лазаря и других знамениях, — вышли его встречать. Люди клали под ноги осла свои одежды, срезали пальмовые ветви и выкрикивали:

Слово «Осанна» — это восточный возглас хвалы и мольбы, что-то вроде: «Спаси нас!», «Даруй победу!» или «Слава!». Таким образом, Христос был встречен как Мессия и пророк, посланник Божий.

Но именно в этом и скрыт драматизм: через несколько дней эти же люди будут кричать римскому префекту Иудеи Понтию Пилату: «Распни его!». Этот контраст между изначальным восторгом и последующим предательством делает праздник глубоким, почти трагичным, но в то же время важным напоминанием о непостоянстве человеческой природы и малодушии.

Празднование Входа Господня в Иерусалим началось вскоре после того, как христианство официально признали в Римской империи. Уже в IV веке в Иерусалиме паломники собирались в Вербное воскресенье на Масличной (Елеонской) горе и торжественно шествовали к храму Воскресения (Гроба Господня), повторяя путь Христа. В руках они несли пальмовые ветви и пели псалмы. Это первое документально зафиксированное праздничное шествие в истории христианства.
Позже эта традиция распространилась на весь христианский Восток — в том числе на Константинополь (нынешний Стамбул), где праздник стал особенно торжественным. В храме Святой Софии устраивали грандиозные богослужения, император лично участвовал в крестных ходах, а улицы украшали зеленью и ветвями.

На Руси праздник начали отмечать после принятия христианства в 988 году, и богослужения стали проходить по византийскому обряду. Поскольку климат был суровым, пальмовые ветви заменили вербой — первым деревом, которое «просыпается» весной, отметил священник. Символическая замена оказалась настолько точной и удачной, что праздник сразу прижился в народной среде. Верба уже тогда считалась у славян особенным растением — живущим на границе стихий: у воды, между зимой и весной, между смертью и жизнью. Ее почитали как оберег, символ очищения и плодородия.