30 октября 2025 года, по благословению митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора, настоятель Благовещенского собора г.Гагарин архимандрит Александр (Карпиков) встретился с учениками 8б классом МБОУ «Средняя школа №1 им. Ю.А. Гагарина». Тема встречи была посвящена Дню народного единства и Казанской иконе Божией Матери. Отец Александр рассказал детям об исторических аспектах возникновения праздника, о Смутном времени, о значении Дня народного единства и роли Казанской иконы в тяжелые для государства времена.Всем участникам встречи были вручены информационные буклеты, посвященные Дню народного единства.
Правящим архиереем Вяземской епархии избран иеромонах Алексий (Куклев)
30 октября в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви иеромонах Алексий (Куклев), клирик Коломенской епархии, избран епископом Вяземским и Гагаринским (Журнал №89 от 30 октября 2025 года).
Место наречения и хиротонии иеромонаха Алексия (Куклева) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, члены Синода оставили на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Час исторической памяти «Победа, сохранившая святую Русь» 16 +
4 ноября вся Россия отмечает День Народного Единства. 30 октября, накануне праздника, в читальном зале Центральной библиотеки состоялся час исторической памяти «Победа, сохранившая святую Русь».
На встрече присутствовали: настоятель Благовещенского собора архимандрит Александр (Карпиков); участник СВО Павлов Игорь Юрьевич; учащиеся Многопрофильного колледжа.
В своем выступлении отец Александр, опираясь на исторические факты отметил, что только православная вера может объединить народ в любые смутные времена. Игорь Юрьевич Павлов горячо поддержал отца Александра и, в свою очередь, призвал молодежь быть готовыми защитить свою семью и свою Родину.
В программе встречи: экскурс в историю (события 1612 года, смутное время, первое и второе ополчения, освободительный поход К. Минина и Д. Пожарского); видео-презентация «Сыны Отечества — Защитники земли Русской»; видео-презентация «Родина», викторина «Что мы знаем о России»; музыкальные поздравления с Днем народного единства в исполнении Н. И. Подсветовой, С Тарасовой.
К мероприятию была подготовлена видео-презентация – поздравление читателей и друзей библиотеки с Днём народного единства «Моя великая Россия», книжная выставка — просмотр «Когда мы едины – мы непобедимы».
Любовь к Родине, уважение к традициям и обычаям своего народа и знание истории своей страны способствуют формированию гражданина – патриота.
Присутствовало 40 человек.
По материалам Е.И. Корневой, ведущего библиотекаря ЦБ
Встреча священника с учениками 9-х классов второй школы города Гагарин
30 октября 2025 года, по благословению митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора, настоятель храма Казанской иконы Божьей матери г.Гагарин иерей Сергий Романов встретился с учащимися 9-х классов МАОУ СОШ № 2 им. Е.В Камышева.
Тема встречи: День народного единства — праздник, напоминающий о торжестве веры и сплочённости русского народа в 1612 году. Батюшка рассказал ученикам об освобождение Москвы ополчением Минина и Пожарского, которое стало возможным благодаря духовному единству под покровом Казанской иконы Божией Матери. Встреча оказалась интересной и полезной для подростков в непростое время для страны.
В преддверии Дня народного единства священник встретился с учениками 4-х классов 4 школы г.Гагарин
30 октября 2025 года, по благословению митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора, настоятель храма Казанской иконы Божьей матери иерей Сергий Романов посетил урок ОПР у учащихся четверых классов в МБОУ Средняя школа №4 имени А.А. Леонова города Гагарин и рассказал о празднике Дня народного единства и о Казанской иконе Божьей матери. Дети с интересом слушали об исторических аспектах возникновения праздника и роли Казанской иконы Божьей матери в защите нашей Родины в Смутное время.
Состоялось заседание Епархиального церковного суда
28 октября 2025 года, по благословению митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора, в здании Вяземского епархиального управления состоялось заседание Епархиального церковного суда.
В заседании приняли участие: председатель церковного суда архимандрит Александр (Карпиков), члены суда — иерей Сергий Чайкин, иерей Владимир Иванов, иерей Иоанн Терентьев, иерей Дмитрий Тимофеев.
В ходе рабочей встречи был рассмотрен ряд текущих вопросов.
праздник Иверской иконы Божией Матери в Благовещенском соборе
26 октября 2025 года в праздник Иверской иконы Божией Матери в Благовещенском соборе города Гагарин состоялась Божественная литургия, которую совершил иерей Роман Ступа. Праздничные песнопения исполнил хор Архиерейского подворья. Во время богослужения были вознесены молитвы о мире и воинстве Российском.
Перед праздничной иконой духовенством был отслужен молебен.
В своем пастырском слове отец Роман обратился с назидательным словом к присутствующим, поздравил всех с причащением Святых Христовых Таин и с праздником Иверской иконы Божьей матери.
Слово митрополита Исидора в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, день памяти Иверской иконы Божией Матери
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, день памяти Иверской иконы Божией Матери
Свято-Троицкий кафедральный собор,
г. Вязьма, 26 октября 2025 г.
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Во всякий богородичный праздник Святая Церковь предлагает нашему слышанию апостольское чтение, Послание апостола Павла к Филиппийской Церкви. Текст, который мы только что слышали, начинался со слов: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2, 5). Какие же это чувствования? И далее святой Павел разъясняет, говоря о том, что Господь, Который принял образ самого простого человека, проявил послушание Небесному Отцу, даже до смерти. И Бог Его превознёс и поставил выше всех колен Израиля, выше всех сотворённых существ, и в Нём, во Христе Иисусе, прославляется Сам Бог.
Сегодня, размышляя над образом Божией Матери, мы можем ясно ответить на этот вопрос. Именно в Ней были те же чувствования, что и в Её Божественном Сыне, Господе нашем Иисусе Христе. Потому что и Она, будучи простым человеком, проявила послушание, причём такое послушание, которое было сопряжено с крестными муками Её Сына – Ей Cамой, по слову Писания, прошло оружие через сердце. Так что мы можем говорить и о том, что Её страдания были сопоставимы с тем, что испытывал Её Божественный Сын. Всякое материнское горе бывает очень сильным, несопоставимо сильным. И для нас это является примером того, как не только Сам Господь, Богочеловек Христос, но Его Божественная Мать пронесла этот крест материнства Божественного, крест послушницы Божией. Это нас убеждает в том, что и мы призваны идти этим путём: именно в послушании Богу возможно наше сопряжение с чувствованием Господа нашего Иисуса Христа. И мы никогда не сможем понять Божественные смыслы, мы никогда не сможем разобраться в Личности Богочеловека Христа, если в нас не будет присутствовать сердечное смирение, если не будет послушания перед Богом. А что такое послушание перед Богом? Это сокрушение себя в ноги Спасителя, это постоянное призывание Его имени в том, чтобы Он помог мне, недостойному человеку, чтобы Он указал мне, слепому и больному духовно путь, по которому мне нужно пройти, это такая беззаветная любовь ко Христу, которая боится оскорбить Божественную любовь лично ко мне.
Вот как мы должны в нашей вере относиться ко Господу – боясь оскорбить Его любовь по отношению к нам. И не просто какими-то деяниями, а даже самими мыслями и чувствами, ведь Господь видит и наши мысли, и чувства наши, и те прилоги, которые диавол направляет нашему человеческому естеству, чтобы соблазнить нас. Те, кто из вас читал Добротолюбие, знают, что такое прилог: это тогда, когда вражья стрела только касается человеческого сердца, ещё не проникает в него. Древние святые отцы так и говорили, что если ты победил грех на этапе прилога, когда ты ещё в помысле победил страсть или грех, то тогда ты победил этот грех.
Поэтому наша задача всегда бодрствовать, наша задача состоит в том, чтобы отслеживать эти диавольские изощрения, которые он направляет нашему сердцу, чтобы соблазнить нас, сбить с пути нашего спасения. А как это бывает? В самых простых, незатейливых мыслях. Особенно я обращаюсь к молодёжи. Например, утром в воскресенье, когда ты просыпаешься, может посетить очень злой диавольский умысел: а зачем мне сегодня приходить в храм Божий? Рано вставать, да на улице ещё непогода, вот и вообще не хочется. А вдруг у меня что-то болит? Надо найти в себе какой-то повод, чтобы не ходить в храм. Это и к старшему поколению относится, которое, безусловно, не может быть здоровым. Но поверьте тем людям, которые имеют значительный опыт церковного делания. Я не оговорился, назвав делание церковным, поскольку просто формальное хождение в храм даже многие десятилетия не приносит никакой духовной пользы для человека, а лишь вредит ему. А вот таким образом должно быть посещение храма, чтобы это было духовно делательно, к этому должен стремиться каждый из нас. Это не просто прийти в храм, забежать в него в середине богослужения, поставив свечку, неловко перекрестившись и выбежать из храма. Нет. Это прийти на Всенощное бдение, помолиться на нём, подготовиться к тому, чтобы помянуть своих сродников, подать записочки о здравии, об упокоении, вечером прийти домой, осмысленно, спокойно прочесть вечерние молитвы, может быть, даже правило ко Причащению.
Многие из вас скажут: Владыка, Вы об этом так красиво говорите, потому что находитесь на служении Церкви, Вы это вынуждены делать постоянно, а мы, миряне, трудимся, и наши труды настолько значительны, что и вечерних несколько молитв нам невозможно почитать, а уж приготовиться к тому, чтобы осмысленно молиться и прийти потом на Литургию причаститься, это почти невозможно, слава Богу, если раз в году мне это удаётся. Но это, дорогие братья и сестры, самообман, это и есть приражение, которое внушает нашему уму диавол, находя в нас самих оправдание нашей духовной ленности. Не должно быть духовной ленности, каждый из нас: монашествующих, священнослужителей равным образом должен трудиться вместе с мирянами. Да, семейный труд тяжек, но и та благодать, которую Господь даёт в помощь добросовестно трудящемуся в семье человеку, невыразимо большая. Но сколько утешений от детей, сколько утешений от того добра, которое ты сеешь в семье, когда супруга тебе говорит добрые слова, когда она видит твои труды и утешает тебя сердечно? Ты понимаешь, что не зря создал семью, что всё это очень нужно. Особенно важно, чтобы в семье мужа и жену, их детей наставляли люди старшего поколения. Очень хорошо, когда дети видят, как бабушки и дедушки не ленятся, не просиживают у телевизора, не проводят время в многочасовых сплетнях с соседками. Они открывают Псалтирь, осмысленно, медленно читают слова святой книги Псалтирь, молясь о своих детях, молясь о своих внуках, молясь о тех, кто сейчас находится на фронте и так жаждет, чтобы кто-то за них помолился из родных и близких.
Поэтому у бабушек и дедушек невероятно много обязанностей, и главная из них – молитва Богу, молитва за своих детей, молитва за своих внуков и, конечно же, благочестивый образ жизни самих стариков является самой мощной проповедью для семьи. В старости есть свои грехи, причём грехи тяжкие, которые Бог будет равным образом судить с людьми молодыми, которые совершают по беспамятству и недостаточному опыту житейскому. А с людей старых Господь спросит вдвойне, потому что они прожили жизнь, потому что есть за что молиться, потому что есть за что каяться перед Богом и, конечно же, есть ответственность за воспитание детей. Почему мы все так ратуем за то, чтобы молодёжь ходила в наши храмы? Да потому что мы во многом потеряли веру старшего поколения ещё в шестидесятые, семидесятые, даже восьмидесятые годы. Матушки игумении, здесь присутствующие, могут подтвердить, что Троицкий собор был переполнен молящимися, белыми платочками. Сейчас и бабушки не приучены, чтобы платочки носить, это же благочестивая старинная традиция и мы носители этих традиций, мы желаем, чтобы через поколение людей передавались традиции благочестия. Поэтому во многом за ошибки молодёжи отвечают люди старшего поколения, мы, которые не желаем ни молиться, ни вести соответствующий образ жизни. От кого учиться молодёжи? Не от кого.
Дорогие бабушки и дедушки, на нас с вами чрезвычайная ответственность. И важно, чтобы хоть когда-то наши чувствования совпадали с тем, к чему призывает Господь. А как они будут совпадать, если наши бабушки и дедушки не читают Евангелие, не желают открыть Евангелие, чтобы прочесть хотя бы несколько строк в день? Поэтому и внукам они не говорят о Евангелии, внукам они не рассказывают о православных праздниках. И сейчас, когда священники в Великую субботу освящают приношение предпасхальное, то редко теперь увидишь домашние куличи, потому что старшее поколение теперь ленится трудиться, проще пойти в магазин и купить готовые. Сейчас увидеть у кого-то творожную пасху почти невозможно, обленились, не знают рецепт, не желают делать. Поэтому потеряем, дорогие бабушки и дедушки, традиции. Значит и наша молодёжь эти традиции знать не будет, значит никаких чувствований Христовых у молодёжи не будет. Мы с вами виной этому.
Поэтому будем неленостно молиться Богу в домашних условиях, и те, кто не может ходить, лёжа на кровати должны молиться. Будем назидательны по отношению к нашим дочерям и сыновьям, которые не желают знать Бога. Мы должны призывать посвящать хотя бы 5 минут своего времени в день Богу, встать перед иконами, помолиться, перекреститься, произнести хотя бы самые простые слова: «Господи помилуй». Молодёжь должна видеть наше усердие, не наши таланты, не нашу высокую духовность, которую мы не можем достичь, поскольку не знаем, что такое послушание и никогда не испытывали его на себе. А почему мы не испытывали? Некоторые и монастырь, находящийся в нашем городе, ни разу не посетили. Мы ни разу, придя в воскресный день на богослужение, не испросили благословения матушки игумении какое-нибудь послушание в монастыре понести, хотя бы непродолжительное. И если человек испросил бы благословение послушания, какую бы духовную, невероятную радость на сердце он бы получил, выполняя это короткое несколькочасовое послушание, сколько благодати он призвал бы в своё сердце. Если человек пришёл ещё и с детьми, и дети бы видели, что этот воскресный день, который мне необходимо посвятить Богу, я провожу здесь, в святой обители. Не где-то лёжа у телевизора, не где-то в непонятном месте, а здесь, в святом месте, прося Бога благословить труды. Вот о чём мы с вами должны думать, вот к каким чувствованиям во Христе мы должны стремиться.
И, конечно же, образцом этих чувствований во Христе является Божия Матерь, Которую мы сегодня почитаем, Её Иверский чудотворный образ, находящийся здесь, в нашем Троицком соборе. Мы просим Её, чтобы Она, Царица Небесная, как и в те далёкие времена избавляла бы нас от всяких болезней, от всяких неприятностей, помогала бы всем нам, чтобы добиваться единомыслия во Христе. А единомыслие у нас будет тогда, когда будет чувствование во Христе, послушание и смирение перед Богом. И пусть для всех нас Царица Небесная является примером подражания, пусть каждая мать молится Ей, Божией Матери о том, чтобы Она укрепила сердца и души сыновей и дочерей, чтобы она помогла в воспитании подрастающего поколения, которое так тянется к светлому, чистому. Которое, к сожалению, заражено информационными технологиями, этим давлением, которое стремится изнутри гаджета поразить сознание молодого человека, пленить его. В чём задача современных технологий? Пленить человека. Для чего? А для того, чтобы лучше подчинялись, кому и зачем не буду говорить. Как же хорошо, когда через гаджет одним кликом подчиняется весь народ.
Поэтому мы должны с вами очень ответственно относиться к воспитанию молодёжи, мы должны не лениться и спрашивать, какие интересы у моего сына и у моей дочери, чем живёт, какая система ценностей, к чему стремится, о чем думает? Мы должны посвящать значительное время нашим детям, чтобы знать их образ мысли, чтобы стремиться сопоставить этот образ мысли с тем, к чему призывает Господь. Если мы будем трудиться над этим, то тогда и молодёжь наша будет показывать духовные плоды, являть эти плоды через творчество, творчество математиков, физиков, через творчество людей, относящихся к культуре, через духовное творчество.
Поэтому для каждого из нас есть задание от Бога, и пусть Божия Матерь в этом нам поможет. Пусть, чудотворный список Иверской иконы Божией Матери, которой принесён в середине XVIII века к нам сюда, в Вязьму, всегда для нас является той иконой, преклоняя колено перед которой мы с вами будем просить полезное для нашего спасения. О чём мы с вами молимся? Да о чём угодно, но только не о полезном, а полезное это то, что помогает нашему спасению во Христе. Помогают ли нам болезни? Помогают. Помогают ли нам скорби? Ещё как способны они помочь, если мы через эти болезни и скорби обращаемся к Богу, если мы получаем чудесную от Бога помощь. Так что не будем бегать от скорбей, будем бегать от греха и тогда в нашей жизни всё исправится, всё станет по-Божиему, всё будет соответствовать чувствованиям во Христе Иисусе.
Аминь.
Престольные торжества в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Вязьма
26 октября 2025 года, в день памяти Иверской иконы Божией Матери, в Свято-Троицком кафедральном соборе города Вязьмы Смоленской области отмечают престольный праздник, а также знаменательную дату – 260-летие со времени принесения Иверской иконы Божией Матери.
В этот праздничный день торжественную Божественную литургию возглавил Глава Смоленской митрополии, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор.
Архипастырю сослужили: секретарь Вяземского епархиального управления протоиерей Олег Переверзев, благочинный Гагаринского округа архимандрит Александр (Карпиков), благочинный Угранского округа, настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора иерей Александр Курмелев, благочинный Вяземского городского округа протоиерей Валерий Калинин, благочинный Сафоновского округа иерей Сергий Чайкин, штатный священник Свято-Троицкого кафедрального собора иерей Владимир Покатов, духовенство Вяземской епархии.
Разделить радость соборной молитвы собрались настоятельница Иоанно-Предтеченского монастыря г. Вязьмы игумения Лаврентия (Павлюченкова), настоятельница Спасо-Богородицкого Одигитриевского женского монастыря игумения Ангелина (Нестерова), военнослужащие, многочисленные прихожане кафедрального собора, жители и гости города Вязьмы.
После чтения Святого Евангелия митрополит Исидор обратился к молящимся с архипастырским словом.
В заключение Божественной литургии Владыка возглавил Крестный ход, краткий молебен перед чтимым образом Божией Матери «Иверская».
По окончании молебна архипастырь обратился к присутствующим:
«Дорогие отцы, всечестные матушки игумении, дорогие братья и сестры! Сегодня мы чествуем чудотворный Иверский список Божией Матери, той иконы, которая была принесена в Москву. И 25 июля 1765 года состоялось принесение этой иконы в Вяземские пределы: весь благочестивый народ с духовенством, монашествующими торжественно встречали эту икону Божией Матери в надежде на то, что Царица Небесная этим Своим чудотворным списком будет всегда присутствовать на Вяземской земле. Так и случилось с тех пор: Она незримо, духовно всегда присутствует здесь.
И мы с вами имеем возможность не просто приложиться к историческому предмету, — нет, это, прежде всего, святыня, которая воодушевляет нас на подвиги христианские, помогает нам и утешает нас. Потому что мы видим этот образ необыкновенный, который предстоит перед нами, молимся Царице Небесной, чтобы Она защитила, укрепила нас, помогла нам во всех наших обстоятельствах.
Дорогие вязьмичи, никогда не переставайте приходить сюда, в этот Троицкий собор, и припадать коленами своими перед Царицей Небесной. Стремитесь к тому, чтобы Божия Матерь всегда была у вас на устах, потому что нет иного имени, кроме Бога, которое бы нам помогло с такой силой материнской любви. Постарайтесь, дорогие братья и сестры, всегда обращаться к Ней. И поверьте своему религиозному опыту, который обязательно наступит, зная, что Божия Матерь обязательно поможет во всех ваших добрых прошениях, во всём, что нужно в вашей жизни».
Затем Высокопреосвященнейший Владыка удостоил епархиальных наград потрудившихся на благо Русской Православной Церкви и Вяземской епархии.
Права ношения медали преподобного Аркадия Вяземского II степени за многолетний 30-летний труд удостоен регент Свято-Троицкого кафедрального собора г. Вязьмы Елена Васильевна Платонова.
Права ношения медали преподобного Аркадия Вяземского III степени удостоена певчая Свято-Троицкого кафедрального собора г. Вязьмы Оксана Сергеевна Балашова.
Благословенных Архиерейских грамот удостоены певчие кафедрального храма Бадри Цациашвили Гурамович, Людмила Ивановна Улященко.
В завершение торжества была организована полевая кухня.
Источник: Престольные торжества в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Вязьма / Новости
Состоялась встреча со священником
19 октября 2025 года в Благовещенском соборе города Гагарин состоялась встреча прихожан со священником. На вопросы верующих (Катехизис, Библия) отвечал архимандрит Александр (Карпиков). Присутствовало 14 человек.
Встречи с прихожанами разных возрастов будут продолжаться каждое воскресенье в Благовещенском соборе города Гагарин в 17:00. Приглашаем всех желающих пообщаться с батюшкой и задать вопросы, касающиеся духовной жизни. Записки с вопросами можно подготовить заранее.



































