Светлая суббота в Акатово и Пышково

19 апреля 2025 года, в  Великую Светлую субботу , иерей Роман Ступа, священнослужитель Благовещенского собора города Гагарин,  встретился с жителями  деревень Акатово и Пышково.

Батюшка обратился к верующим с миссионерским поздравительным словом, в преддверии Светлого Христова воскресенья, поздравил с грядущим праздником и рассказал о его значении.

Далее  батюшка освятил традиционные пасхальные яства  – яйца, пасхи и куличи.

Великая Суббота — это последний день перед Пасхой. В это день Церковь вспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.

О том, что после распятия и смерти Христос душою Своею сошел во ад, в Новом Завете почти ничего не сказано, кроме слов Самого Христа ученикам: Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф 12:40), и некоторых упоминаний в посланиях апостольских , например: Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал (1 Пет 3:19-20). Однако представление о том, что Господь в день субботний, сойдя душою во ад, проповедовал там весть о Царстве Божием и вывел души праведников на свободу, в рай, где до того пребывали только взятые живыми на небо пророки Илия и Енох, а также благоразумный разбойник, на кресте исповедавший Христа, является одной из основ православного учения. Это представление служит каноническим иконописным сюжетом Воскресения: валяются сорванные с петель створки адских врат, и Христос, в особом миндалевидном нимбе (мандорле), выводит Адама, Еву и других праведников из адских глубин. Наиболее полно сошествие во ад описано в апокрифическом «Евангелии от Никодима» (III век). В России на его основе старообрядцами был составлен апокрифический сборник «Страсти Христовы». В этом сборнике в отдельной главе «О воскресении Христове и о сошествии его во ад«рассказывается, что «Исус Христос сниде во ад, диявола гоня» и приводится рассказ с описанием битвы у ворот ада (сам ад символически описывается как некое одушевленное существо, соратник сатаны). Дьявол оказывается пойманным Христом, который «сведе и в преисподняя земли, во юдоль плачевную, и связа его узами железными и нерешимыми, и посла его во огонь неугасимый и червь неусыпающий».

Великая суббота — день, исполненный тишины и покоя. И ветер в этот день утихает, молчит небо, молчит земля… Но для нас это день, исполненный не только печали, но и надежды, и ожидания.

После Божественной Литургии игумен Александр освятил Пасхи, куличи и яйца.В этот невероятно теплый день в воздухе парили капли святой воды и ароматы свежей выпечки.Совсем чут-чуть и наступит Пасха…

 

Чистый четверг

В Благовещенском соборе , в чистый четверг 17.04.2025 состоялась Божественная литургия, которую совершил настоятель игумен Александр (Карпиков).
За Богослужением были вознесены молитвы о мире и воинстве Российском.
Традиционно , в этот день был совершен Чин освящения соли.
По окончанию, отец Александр обратился к прихожанам с проповедью.
Вечером этого же дня состоялось чтение 12 страстных Евангелий.

Кратко о каждом:
12 Страстных Евангелий
По традиции в храмах во время чтения страстных Евангелий царит полумрак, а верующие стоят с зажженными свечами. Собравшихся как бы окружает тьма Гефсиманской ночи, а после каждого отрывка из Евангелия звучит траурный удар колокола. В первые века христианства верующие из Иерусалима и окрестностей в этот день читали Евангелие прямо на месте событий: на Елеонской горе, где молился Христос, в Гефсимании, где Его схватили стражники, и на Голгофе, где Он был распят.
Ниже мы приводим тексты всех 12 отрывков на церковнославянском и русском языках.
12 страстных Евангелий – текст:
1-е Евангелие Страстей Христовых
Первое Евангелие Страстей Христовых повествует о прощальной беседе Спасителя с учениками. В этой беседе он просит апостолов «иметь любовь между собою», а также обещает послать им Духа Святого Утешителя после своей гибели. Звучат слова «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Затем Он молится за учеников.
Евангелие от Иоанна, 13:31-18:1
2-е Евангелие Страстей Христовых
Второй евангельский отрывок рассказывает о том, как первосвященники и воины, которых привел Иуда, арестовали Христа. Петр последовал за Учителем, но потом отрекся от Него.
Евангелие от Иоанна, 18:1-28
3-е Евангелие Страстей Христовых
Первосвященники судят Иисуса, пытаясь вменить Ему какую-нибудь вину. Стражники издеваются над Христом и избивают Его. Петр отрекается от Спасителя в третий раз, но, услышав, как пропел петух, вспоминает пророчество Учителя о своем предательстве и раскаивается.
Евангелие от Матфея, 26:57-75
4-е Евангелие Страстей Христовых
Христа ведут на суд к Пилату. Пилат не хочет судить Его. Издевательства над Иисусом Христом продолжаются, однако Пилат объявляет, что считает Его невиновным. Он предлагает народу отпустить Спасителя ради праздника Пасхи, однако люди кричат, чтобы он отпустил разбойника Варавву, а Христа отдал на распятие.
Евангелие от Иоанна, 18:28-40, 19:1-16
5-е Евангелие Страстей Христовых
Иуда раскаивается в том, что предал Христа — «кровь невинную». Он возвращает первосвященникам и старейшинам тридцать сребреников, которые получил за донос. Бросив сребренники в храме, он пошел и удавился.
В то же время Понтий Пилат пытается избежать казни Иисуса. Он снова говорит о том, что не считает Христа преступником и предлагает отпустить Его, однако народ настаивает на казни.
Евангелие от Матфея, 27:3-32
6-е Евангелие Страстей Христовых
Евангелие от Марка, 15:16-32
А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк,
и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него;
и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский!
И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему.
Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его.
И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его.
И привели Его на место Голгофу, чтó значит: Лобное место.
И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял.
Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому чтó взять.
Был час третий, и распяли Его.
И была надпись вины Его: Царь Иудейский.
С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его.
И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен.
Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий!
спаси Себя Самого и сойди со креста.
Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти.
Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его.
7-е Евангелие Страстей Христовых
Седьмой отрывок описывает предсмертные муки и кончину Иисуса в изложении евангелиста Матфея. Распятому на кресте Христу давали пить уксус, над головой приделали табличку с изложением «вины» — «Царь иудейский», а Его одежду стражники поделили между собой. Евангелист пишет, что когда Спаситель умер, завеса в иерусалимском храме разорвалась надвое, совершилось землетрясение, а многие усопшие встали из гробов и явились людям.
Евангелие от Матфея, 27:34-54
8-е Евангелие Страстей Христовых
Евангелист Лука, описывая последние часы Спасителя на кресте, рассказывает и о двух преступниках, которые были распяты рядом с Господом. Один насмехался над Ним, говоря: «если Ты Христос, спаси Себя и нас». Другой же раскаивался, говоря «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» Иисус обещал благоразумному разбойнику, что тот сегодня же будет с Ним в раю.
Евангелие от Луки, 23:32-49
9-е Евангелие Страстей Христовых
Описывая страдания Спасителя на кресте, евангелист Иоанн говорит о тех, кто стоял рядом с Ним все это время — Богородице, Марии Клеопове, Марии Магдалине и любимом ученике Христа — Иоанне Богослове. В этом отрывке цитируются последние слова Сына Божия, обращенные к Матери и ученику.
Евангелие от Иоанна, 19:25-37
10-е Евангелие Страстей Христовых
После смерти Спасителя его тайный ученик Иосиф Аримафейский просит у Пилата разрешения захоронить Его. Христа обвивают плащаницей и кладут в гроб, высеченный в скале.
Евангелие от Марка, 15:43-47
11-е Евангелие Страстей Христовых
Этот отрывок также описывает погребение Спасителя Иосифом из Аримафеи.
Евангелие от Иоанна, 19:38-42
12-е Евангелие Страстей Христовых
После погребения Иисуса первосвященники и фарисеи просят Пилата поставить у гроба стражу, чтобы ученики не украли тело и не объявили Христа воскресшим. Пилат сказал «охраняйте, как знаете». Тогда пещеру запечатали и поставили рядом стражу.
Евангелие от Матфея, 27:62-66

 

15 апреля 2025 года в Вяземской епархии успешно завершилась акция по сбору Пасхальных подарков для военнослужащих, проходившая по благословению Высокопреосвященнейшего Исидора митрополита Смоленского и Дорогобужского с 12 марта 2025 года по 15 апреля 2025 года.

В акции приняли участие приходы Гагаринского благочиния и детские воскресные приходские группы.

В преддверии главного христианского праздника — Воскресения Христова, важной задачей стала необходимость поддержать и порадовать наших воинов. Сбор Пасхальных подарков был организован на всех приходах Вяземской епархии. Все желающие могли внести свой сердечный вклад в поддержку наших воинов. Особенностью этой Акции стал сбор необходимых медицинских средств реабилитации.Также бойцам были отправлены поздравительные письма, открытки и поделки, изготовленные воспитанниками воскресных школ, учащимися учреждений дополнительного образования и активистами детских общественных организаций.

Перед отправкой груза, секретарём Вяземского епархиального управления протоиереем Олегом Переверзевым был отслужен молебен о путешествующих.

Пасха – удивительный, светлый праздник, олицетворяющий собой победу жизни над смертью, торжество духа — над плотью. Он объединяет людей, наполняет наши души любовью, радостью, желанием прощать и делиться теплом с другими. И очень важно для всех нас поделиться этой радостью с нашими защитниками, передать им любовь,  тепло, заботу и, конечно же, наши поздравления со Светлым праздником Воскресения Христова.

По материалам https://www.vyazmaeparh.ru/

Занятие в детской приходской группе в Праздник входа Господня в Иерусалим

13 апреля 2025 года в детской воскресной приходской группе состоялось очередное занятие.
В этот раз воспитанники узнали, что такое общественное служение христианина и как заботиться о своей душе .
Также преподаватель рассказала о празднике –Вербном воскресенье.
Занятие получилась емким и творческим: и фильм посмотрели о Празднике входа Господня в Иерусалим, и разгадывали кроссворды и рисовали красавицу-вербу.
Мальчики и девочки причастились Святых Христовых Таин и побывали на Чине освящения верб.

Вербное воскресенье в Благовещенском соборе 2025

В праздник Входа Господня в Иерусалим, 13 апреля,​ благочинный церквей Гагаринского округа​ игумен Александр (Карпиков) совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе г.Гагарин.

Его Высокопреподобию сослужил иерей Роман Ступа.

Праздничные песнопения исполнил хор подворья , под управлением Натальи Ишковой и Татьяны Нагиевой.

В этот день и накануне, 12 апреля (на всенощном бдении) был совершен Чин освящения верб.

Многие верующие причастились Святых Христовых Таин.

По окончанию, отец Александр обратился к верующим с пастырским словом.

Также в этот день состоялось таинство соборования.

Вербное воскресенье — один из важнейших дней в православном календаре, предваряющий Пасху. Его дата ежегодно меняется, поскольку зависит от даты Светлого Христова Воскресения, которая определяется по лунно-солнечному календарю. Вербное воскресенье всегда отмечается за неделю до Пасхи.

Официальное название праздника — Вход Господень в Иерусалим. Это событие описано во всех четырех Евангелиях и символизирует торжественное прибытие Иисуса Христа в Иерусалим накануне его крестных страданий. Народное же название связано с особенностями климата и флоры на Руси: если в Иерусалиме Христа встречали пальмовыми ветвями, то в северных широтах их заменили на веточки вербы — одного из первых деревьев, пробуждающихся весной.

История праздника.
Согласно всем четырем Евангелиям (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), в этот день Иисус Христос въехал в Иерусалим. Но сделал он это не как военачальник или царь, окруженный армией, а смиренно — верхом на осле. Этот образ не случаен: в еврейской традиции осел символизировал мир, а не войну. Толпы народа, уже слышавшие о чудесах, совершенных Христом — исцелениях, воскрешении Лазаря и других знамениях, — вышли его встречать. Люди клали под ноги осла свои одежды, срезали пальмовые ветви и выкрикивали:

Слово «Осанна» — это восточный возглас хвалы и мольбы, что-то вроде: «Спаси нас!», «Даруй победу!» или «Слава!». Таким образом, Христос был встречен как Мессия и пророк, посланник Божий.

Но именно в этом и скрыт драматизм: через несколько дней эти же люди будут кричать римскому префекту Иудеи Понтию Пилату: «Распни его!». Этот контраст между изначальным восторгом и последующим предательством делает праздник глубоким, почти трагичным, но в то же время важным напоминанием о непостоянстве человеческой природы и малодушии.

Празднование Входа Господня в Иерусалим началось вскоре после того, как христианство официально признали в Римской империи. Уже в IV веке в Иерусалиме паломники собирались в Вербное воскресенье на Масличной (Елеонской) горе и торжественно шествовали к храму Воскресения (Гроба Господня), повторяя путь Христа. В руках они несли пальмовые ветви и пели псалмы. Это первое документально зафиксированное праздничное шествие в истории христианства.
Позже эта традиция распространилась на весь христианский Восток — в том числе на Константинополь (нынешний Стамбул), где праздник стал особенно торжественным. В храме Святой Софии устраивали грандиозные богослужения, император лично участвовал в крестных ходах, а улицы украшали зеленью и ветвями.

На Руси праздник начали отмечать после принятия христианства в 988 году, и богослужения стали проходить по византийскому обряду. Поскольку климат был суровым, пальмовые ветви заменили вербой — первым деревом, которое «просыпается» весной, отметил священник. Символическая замена оказалась настолько точной и удачной, что праздник сразу прижился в народной среде. Верба уже тогда считалась у славян особенным растением — живущим на границе стихий: у воды, между зимой и весной, между смертью и жизнью. Ее почитали как оберег, символ очищения и плодородия.

 

Лазарева суббота в Благовещенском соборе.


12 апреля 2025 года, в Лазареву субботу, в Благовещенском соборе г.Гагарин состоялась Божественная Литургия, которую совершил благочинный церквей Гагаринского округа игумен Александр (Карпиков).Его высокопреподобию сослужил иерей Роман (Ступа). В этот день были совершены молитвы о мире и Святой Руси и совершена Панихида обо всех усопших Христианах и о тех , о ком некому помолиться.
Многие верующие причастились Святых Христовых Таин.
По окончанию Богослужения отец Александр обратился к верующим с назидательным и полезным для души словом.

Престольный праздник

7 апреля 2025г. в Благовещенском соборе города Гагарин, в престольный праздник ,состоялась Божественная литургия, которую совершил благочинный церквей Гагаринского округа игумен Александр Карпиков. Его Высокопреподобию сослужил иерей Роман Ступа.
Праздничные песнопения исполнил хор Архиерейского подворья.
За Богослужением были вознесены молитвы о мире и святой Руси. Перед праздничной иконой был отслужен молебен. Многие верующие в этот день причастились святых Христовых тайн. По окончанию Боглслужения отец Александр обратился к верующим с назидательным поздравительным словом, в котором отметил, что на 1 га земли в городе Гагарине расположено сразу три храма, в честь Пресвятой Богородицы- это малый удел Божьей матери. Батюшка отметил, что не зря горожане строили храмы, посвященные Богородице.
Далее все присутствующие были приглашены на праздничную постную трапезу.

Детская воскресная группа приняла участие в Пасхальной акции

Воспитанники детской воскресной группы Архиерейского подворья Благовещенского собора, по Благословению Митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора, изготовили Пасхальные поздравления с сюрпризами для воинов СВО.Так же воспитанники с преподавателем узнали, почему Церковь чтит Марию Египетскую и что такое Благовещение Пресвятой Богородицы.Все дети побывали на Богослужении и причастились Святых Христовых Тайн.

Похвала Богородицы в Благовещенском соборе

Этот особый день, посвященный Пресвятой Деве Марии, в церковном календаре появился после чудесного избавления Константинополя от вражеской осады в 626 году. Это был не единственный случай, когда Богоматерь по молитвам жителей города спасла его от захватчиков. Поэтому обычай собираться раз в год в знаменитом Влахернском храме (куда горожане приходили в трудные дни для молитвы) и благодарить Богородицу за милость и защиту укоренилась в Константинополе. Постепенно этот исключительно византийский праздник распространился по всей Православной Церкви. И уже более десяти веков Похвала Богородицы празднуется на пятой неделе Великого поста. Связано это с тем, что по преданию именно в пятую субботу Четыредесятницы случилось чудесное спасение города, которое и положило начало традиции.
Какое же отношение этот праздник имеет к нам сегодня? В кондаке Богородице, написанном в честь избавления Константинополя в 626 году, поется: «яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи» («имеющая силу непобедимую, от всяких нас бед освободи»). Конечно, приходя в этот день в храм, современные верующие вспоминают не только те далекие события — сложно искренне благодарить за то, что известно лишь по нескольким строчкам из книги. Но в жизни каждого верующего человека есть моменты, когда мы обращаемся к Богоматери с какой-то своей скорбью и получаем облегчение, чувствуем участие Матери Божьей в нашей собственной жизни. Каждому есть за что поблагодарить Ее.
А вместе все мы благодарим Ее за то, что Она сподобилась стать Матерью Господа нашего Иисуса Христа.
Праздник Похвалы Богородицы — 5 апреля 2025 года совпал с Днем Рождения Игумена Александра, которого после душеспасительной проповеди поздравили прихожане собора.