ПРАВОСЛАВНЫЕ ПОСТЫ
Поститься сейчас «модно». Многие даже нецерковные люди стремятся соблюдать посты, в особенности главный пост православного христианина – Великий. Большинство закусочных, кафе и ресторанов, по крайней мере, в крупных населенных пунктах, предлагают в пост отдельное меню; вывески на улицах призывно зазывают отведать постные яства; в средствах массовой информации широко обсуждается проблема пользы или вреда поста для здоровья. Характерно, что нецерковное сознание восприняло только ту часть поста, которая касается пищевых ограничений. О духовной составляющей речь практически не заходит. Да и задачи телесного поста, распространяющиеся, согласно учению Церкви, на воздержание во всех формах бытия физического тела, а не только на ограничение в пище, воспринимаются в урезанном виде. Таким образом, в мир пришла новая романтическая диета, овеянная колоритом христианского аскетизма.
Кто установил пост для людей?
Сам Господь еще в раю и даже еще до грехопадения первых людей. Бог, сотворив Адама и Еву, дал им в пищу «всякую траву, сеющую семя, какая есть на
всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя» (Быт. 1:29); но на одни плоды Богом было положено запрещение, и именно, на плоды «дерева познания добра и зла» (Быт. 2:17). Люди нарушили этот первый пост, послушав советов диавола, и удалились от Бога. От этого первого нарушения поста и начался грех. Поэтому-то и доныне люди, чтобы освободиться от греха, налагают на себя пост.
Был ли пост в Ветхом Завете?
Св. Библия показывает нам, что все ветхозаветные великие праведники и все, вообще, люди постились. Постились, когда испрашивали у Господа милости; постились, когда каялись во грехах; постились, когда вразумлял их Бог. Пророк Моисей постился, когда принимал на горе Синае наставления от «Господа Бога, 40 дней и 40 ночей хлеба не ел и воды не пил» (Исх. 34:28; Исх. 24:18; Втор. 9:9).
Постился и царь Давид, напр., в день погребения своего союзника Авенира (2Цар. 3:35) и, вообще, при печальных и тяжких обстоятельствах (Пс. 34:13; Пс. 108:24). Постились пророки: Исаия (3Цар. 19:8) и Даниил (Дан 10:2, 3).
Были посты и общие – для всего народа в дни народного покаяния, напр., у израильтян (Суд. 20:26; 1Цар. 7:6, 31:13) и у Ниневитян после проповеди прор. Ионы (Ион 3:5).
Кто начал пост в Новом Завете?
В Новом Завете Сам Спаситель показал пример поста. Евангелист рассказывает, что «Иисус возведен был Духом в пустыню.. и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф. 4:1, 2).
Признал ли Господь пост полезным для христиан?
Спаситель объяснил, что с диаволом можно бороться только при помощи поста и молитвы. «Сей (т.е. бесовский) род , – сказал Спаситель, – не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9:29).
Показал ли Господь, каков должен быть пост?
Спаситель объяснил, что поститься должно не на показ, не для того, чтобы люди видели постника и хвалили его. Поститься нужно не с целью достигнуть славы среди людей, а для того, чтобы снискать милость и благодать Божию. «Когда поститесь, – говорит Спаситель, – не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помаж голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16–18). Итак, Спасителем обещана за пост небесная награда.
По материалам сайта
Кратко о постах Православной Церкви
Русская Православная Церковь в настоящее время использует Иерусалимский Устав лавры прп. Саввы Освященного. Так как это монастырский устав, то миряне могут его соблюдать в свою меру. См. Пост по Типикону
Цель. Пост это средство для воспитания силы воли, освобождения от зависимостей и обращения сэкономленного на благие цели.
Многодневные посты:
- Рождественский– 40 дней (28 ноября – 7 января).
- Великий– 7 недель — 48 дней (не ранее 15 февраля и не позднее 7 мая).
- Апостольскийот 8 до 42 дней (неделя после Троицы – 12 июля).
- Успенский– 2 недели (14-28 августа).
Однодневные посты:
- среда и пятница, за исключением 5 сплошных седмиц:
- Святки– от Рождества Христова до Крещения Господня (7-18 янв.).
- Мытаря и фарисея – за 2 седмицыдо Великого Поста.
- Сырная – седмица перед Великим Постом (но без мяса).
- Светлая– седмица после Пасхи.
- Троицкая – седмица после Троицы.
- Крещенский сочельник– 18 января.
- Усекновение главы Иоанна Предтечи– 11 сентября
- Воздвижение Креста Господня– 27 сентября.
Количество постных дней в году – от 178 до 212.
Степени поста (зависят от поста, состояния здоровья и условий постящегося):
- Отказ от мяса.
- Отказ от молочного.
- Отказ от рыбы.
- Отказ от елея.
- Воздержание от пищи на определённый срок.
Послабление в посте принято для тяжело болящих, беременных, путешествующих (пешком или на лодке с вёслами, а не на самолёте или автомобиле).
Начало поста – в полночь. Окончание поста – после Божественной Литургии.
Постные термины:
- Елей– растительное масло.
- Чревоугодие– первая из восьми главных страстей.
- Скоромное– недозволенное в пост.
- Разговение – вкушение скоромной пищи по окончании поста (см. говение).
- Тайноядение– употребление пищи тайком (из жадности, стыда или нежелания делиться, при нарушении поста, при употреблении недозволенной еды и т. д.).
- Сухоядение– употребление растительной пищи без её тепловой обработки.
Разновидности поста:
- Гастрономический (пищевые ограничения)
- Информационный (отказ от информации, отвлекающей от богопознания и рассеивающей внимание)
- Евхаристический пост– полное воздержание от пищи и пития с полуночи до Причастия.
Смысл поста
Милости хочу, а не жертвы.
Мф 9, 13
Питаясь пространно, делаешься плотским человеком,духа не имеющим, или плотию бездушною; а постясь, привлекаешь к себе Духа Святого и делаешься духовным», — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. «Укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость», — отмечает святитель Игнатий (Брянчанинов).
Но при неправильном отношении к посту, без понимания его истинного смысла, он может, наоборот, сделаться вредным. В результате неразумного прохождения постных дней (особенно многодневных) часто появляются раздражительность, озлобленность, нетерпеливость или же тщеславие, самомнение, гордость. А ведь смысл поста заключается именно в искоренении этих греховных качеств. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит: «Если, постясь только телесно, мы будем запутаны гибельными пороками души, то истомление плоти не доставит нам никакой пользы при осквернении самой драгоценной части, то есть души». Если у постящегося вместо покаянной молитвы, любви к ближним, совершения дел добра и прощения обид постом преобладают греховные качества души, то пост не является постом истинным, духовным, а оказывается лишь диетой. «Один телесный пост не может быть достаточным к совершенству сердца и чистоте тела, если не будет соединен с ним и пост душевный, — говорит преподобный Иоанн Кассиан. — Ибо и душа имеет свою вредную пищу. Отяжеленная ею, душа и без избытка телесной пищи впадает в сладострастие. Злословие есть вредная пища для души, и притом приятная. Гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая, ибо часто питает ее неприятной и отравляющей пищей. Тщеславие — пища ее, которая на время услаждает душу, потом опустошает, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, так что не только губит заслуги, но еще и навлекает большое наказание». Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Посту приготовляется награда на небе, когда он чужд лицемерства и тщеславия. Пост действует, когда сопряжена ему другая великая добродетель — молитва». И в другом месте: «Пост отрешает человека от плотских страстей, а молитва борется с душевными страстями и, победив их, проникает весь состав человека, очищает его; в очищенный словесный храм она вводит Бога».
Цель поста — искоренение пагубных проявлений души и стяжание добродетелей, чему способствуют молитва и частое посещение богослужений в храме (по преподобному Исааку Сирину — «бодрствование в службе Божией»). Святитель Игнатий по этому поводу также отмечает: «Как на ниве, тщательно обработанной земледельческими орудиями, но не засеянной полезными семенами, с особенною силою вырастают плевелы, так в сердце постящегося, если он, удовлетворяясь одним телесным подвигом, не оградит ум подвигом духовным, то есть молитвою, густо и сильно вырастают плевелы самомнения и высокомудрия».
Надо помнить, что и бесы великие «постники»: они вообще ничего не едят. В житии преподобного Макария Великого рассказывается о его встрече с бесом, который признался: «Все, что ты делаешь, и я делаю. Ты постишься, а я совсем не ем. Ты бодрствуешь, а я вовсе не сплю. Одним только ты побеждаешь меня — смирением». Святитель Василий Великий предостерегает: «Берегись измерить пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однакож не перестает грешить».
По материалам сайта
Во все времена и во всем мире пост широко применялся и как лечебное средство, и как способ духовного очищения. 40 дней постился в пустыне Христос. На длительные сроки отказывались от пищи и многие святые.
Ученые, писатели и другие творческие работники единодушно говорят о замечательном влиянии голода на мышление. Улучшается память, обостряется чувствительность, возрастает интуиция. Недаром Пифагор голодал по 40 дней и требовал того же от учеников.
Пост – это работа над собой в 2-х направлениях
1.Соблюдение установленных правил принятия пищи и пития. В результате чего мы получаем: —освобождение от шлаков -очищение суставов -обновление тканей -омоложение -защита от неблагоприятных экологических факторов -запас энергии -ясность мысли |
2.Духовное развитие. Обеспечивается смирением страстей, посещением богослужений, молитвой, прощением обид, добрыми делами. В результате чего мы получаем: —силу воли; -хорошее настроение; -новое доброжелательное окружение; -очищение от внутренней тяжести; -любовь к окружающему миру, а значит и любовь к создателю этого мира, к Богу.
|
НАЖМИТЕ ССЫЛКУ НИЖЕ :
Церковный православный календарь постов и трапез на 2021 год
Пост не в брюхе, а в духе
Народная пословица
Когда не совершается браковенчание
Накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение постов: Великого, Петрова, Успенского, Рождественского; в продолжение Святок, в Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (Масленицы) и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы и в дни Воздвижения Креста Господня — 27 сентября.