ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

 

Историко-статистическое описание Смоленской епархии.

Смоленск, 2013 (по изданию 1864 года)

Соборная церковь во имя Благовещения Божией Матери стоит над рекой Гжатью. О ее построении уцелел документ. Это просьба на имя государя императора Петра I лейб-гвардии поручика Феодора Новокиценова (Новокшенова — ? – А.С., М.С.), в которой прописывается, что по указу царского величества в 1718 году велено на новоустроенной пристани в Можайском уезде близ реки Гжати построить вновь церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, да теплую церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, обе деревянные. Тогда же, указом Петра Великого, за благословением митрополита Игнатия Сарского и Подонского, повелено, чтобы «верхи на всех церквях» были сделаны «по чину против прочих церквей, а не шатровые; алтари сделать круглые, тройные, а подле царских дверей по правую сторону поставить образ Всемилостивого Спаса, а подле Всемилостивого Спаса поставить образ настоящих тех храмов. По левую сторону царских врат вначале поставить образ Пресвятой Богородицы и иные образа по чину, а как те церкви построены и к освящению приготовлены будут и те церкви освятить того же Можайскаго уезда, Колоцкого монастыря игумену Тихону». Церковь была окончена в 1724 году. В обеспечение соборного духовенства высочайшим указом было повелено под церковь и под кладбище «попу с причетники под селитьбу отмерить земли во все стороны по 40 сажен, и тоя церкви попу с причетники владеть церковною Николаевскою землею, что в Тарунтаеве, в двух верстах от собора; пашни 11 четвертей в поле, а в дву причтах потому ж, сенных покосов 15 копен». Указ подписан за скрепой дьяка Алексея Владыкина и приложена патриаршая домовая печать (Документ Межевой Московской канцелярии, присланный по просьбе священнослужителей собора). Эта земля в 1748 году по высочайшему указу из Переславской духовной консистории в Гжатский духовный заказ и по добровольному согласию купечества // обменена на ближайшую выгонную близ Мавкинского рубежа. Резолюция подписана преосвященным Серапионом, епископом Можайским и Волоколамским, по определению Переславской духовной консистории. Теплая соборная двухпрестольная церковь во имя первоверховных апостолов Петра и Павла и Николая Чудотворца выстроена в 1753 году. Вместо этой церкви в 1841 году выстроена новая теплая трехпрестольная церковь во имя Тихвинской иконы Божьей Матери, первоверховных апостолов Петра и Павла и святителя Николая.

На берегу реки Гжати в городе Гагарине Смоленской области располагается соборный комплекс, главной постройкой которого является Благовещенский собор, построенный на рубеже XIX-XX веков. В его сложной объёмно-пространственной композиции, стилистически ориентированной на архитектуру эпохи эклектики, доминирует пятиглавый четверик, где все главы – это откровенно декоративные элементы.

Псевдорусский облик храма обозначен вариативным набором кокошников, наличниками окон, ширинками пилястр и, самое главное, что в наибольшей степени свидетельствует о взаимосвязи архитектурных форм Благовещенского собора с древнерусским наследием XVII века – это крыльца с характерными «пузатыми» колонками и висячими гирьками.

История главной культовой постройки Гагарина неразрывно связана с историей самого города, поскольку Благовещенский собор, по всей видимости, стал первой церковью сооружённой здесь в петровское время, когда будущий император 28 октября 1715 года издал указ «О сделании в Московской губернии по рекам Гжати и Вазузе судового ходу». Этим своим повелением государь положил начало созданию на реке Гжать порядка сорока пристаней для снабжения новой столицы различными товарами. Крупнейшая пристань появилась в Гжатской слободе, которая стала основой будущего города Гжатска, статус которого он обрёл благодаря указу Екатерины II в 1776 году. В апреле 1968 года, после гибели первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина, уроженца Гжатского района, город Гжатск был переименован в Гагарин.

Используя различные способы, в том числе и принуждение, Пётр I в течение нескольких лет отправил на жительство в Гжатскую пристань свыше двух десятков богатых купеческих семейств из Твери, Калуги, Вязьмы, Можайска, Боровска, Волоколамска, Вереи и других городов, которые и стимулировали развитие здесь торговли.

В этот период, а точнее в середине – второй половине 1710-х годов, на территории Гжатской пристани и появился первый храм во имя Благовещения Богоматери. Строительство церкви, как свидетельствуют писавшие на эту тему исследователи, велось по указу всё того же Петра и с благословения митрополита Сарского и Подонского Игнатия.

В литературе начальный этап в истории этого сооружения отражён несколько противоречиво, поскольку непонятно, в каком материале и когда конкретно был выстроен первый храм Гжатской пристани. В последние годы, много делающий для изучения и популяризации православных церквей и монастырей Смоленской земли о. Рафаил (Д.А. Ивочкин), ссылаясь на ряд авторов, писавших во второй половине XIX – начале XX века, предложил следующее развитие событий. По его мнению, первый деревянный Благовещенский храм в Гжатске возвели в 1718 году, а затем, в 1724 году, на средства Павла Ефимовича Львова-Троепольского «взамен деревянной церкви был выстроен каменный Благовещенский собор», который по причине малых размеров в 1730-х годах заменили новым каменных храмом. Правда, двумя годами ранее о. Рафаил без каких-либо сомнений писал, что возведённая в 1724 году деревянная церковь в 1735-1736 годах «была заменена каменной». В этой связи хотелось бы отметить, что в использованной о. Рафаилом литературе нет той определённости в обозначении основных вех в ранней истории гжатского собора. К примеру, внук первого благовещенского священника Стахий Львович Львов-Троепольский действительно говорит в своей летописи о том, что в основанной «по заключении мира со Швециею» Гжатской пристани наиболее ранняя Благовещенская церковь была деревянной. Позже её сменил каменный соборный храм в то же наименование, выстроенный на средства П.Е. Львова-Троепольского. Но в работе С.Л. Львова-Троепольского нет ни одной даты, которые бы точно фиксировали время строительство церквей, как деревянной, так и каменной.

В труде же Г.К. Бугославского и В.А. Никитина, ссылаясь на который о. Рафаил свидетельствует о постройке нового каменного Благовещенского собора в 1730-х годах, отсутствует какое-либо указание на создание в 30-х годах XVIII века более крупного каменного Благовещенского храма. Более того, Бугославский и Никитин, зная, по всей видимости, содержание летописи Львова-Троепольского, тем не менее, раннюю историю соборного комплекса в Гжатске изложили неверно, так как первый храм Гжатской пристани они назвали «маленькой каменной» церковью, хотя у С.Л. Львова-Троепольского эта постройка фигурирует в качестве деревянного сооружения.

Отчасти эта путаница была порождена ещё автором историко-статистического описания Смоленской епархии Н.В. Трофимовским, издавшим свой труд в 1864 году, т.е. за 9 лет до публикации Летописи Львова-Троепольского. Ссылаясь на прошение лейб-гвардии поручика Феодора Новокшенова, он в начале раздела о культовых сооружениях Гжатска указал на то, что в 1718 году в Гжатской пристани предполагалось возвести два деревянных храма: холодный Благовещенский и тёплый Петропавловский. Ниже Трофимовский сообщает о постройке в 1724 году только Благовещенской церкви. При этом он никак не оговаривает материала, из которого сооружался этот храма, хотя из его последующих рассуждений, где Трофимовский отмечает строительство в 1753 году Петропавловской церкви, а в 1841 году Тихвинской, становится очевидным, что и в 1724, и в 1753, и в 1841 годах завершилось строительство каменных храмов. Более того, он не комментирует того факта, что в 1724 году указ 1718 года был выполнен лишь наполовину, поскольку в этом году в Гжатской пристани возвели не две церкви (указ предполагал строительство Благовещенского и Петропавловского храмов), а только одну. Всё это даёт основание предложить (как вариант) следующее развитие событий в первой четверти XVIII века.

Между 1715 и 1718 годами, пока не появилось прошение поручика Новокшенова (1718 г.), пожелавшего возвести в Гжатской пристани две деревянные церкви, уже был выстроен какой-то деревянный, возможно, Благовещенский храм. Но в конце 1710-х годов (не исключено, что уже в 1718 году) намерения причта и прихожан изменились. Допускаем, что произошло это по той простой причине, что П.Е. Львов-Троепольский, первый священник Благовещенской церкви, обладал немалыми средствами, часть из которых и решил вложить в строительство каменного храма. Продолжая вести службу в созданной несколькими годами ранее деревянной церкви, он стал ктитором вновь возводимого каменного Благовещенского собора, освящение которого состоялось в 1724 году. Отметим, что эта датировка содержится в подавляющем большинстве выявленных нами источников XIX – начала XX века.

Характерные для позднесредневекового древнерусского зодчества венчающие четверик кокошники в начале – первой четверти XVIII века ещё часто использовали в провинциальной архитектуре, но в строительной практике 1730-х годов подобные элементы становятся чрезвычайно редким декоративным элементом.

Деревянная постройка середины – второй половины 1710-х годов была, по всей видимости, разобрана в начале 1750-х годов, когда наконец-то удалось реализовать все намеченные прошением 1718 года задачи. Вероятно, вместо неё в 1753 году рядом с холодным Благовещенским собором был выстроен новый тёплый храм, один из престолов которого был посвящён апостолам Петру и Павлу, а второй – Николаю Чудотворцу. В первой половине 1830-х годов именно эту церковь собирались заменить новым зданием. Предполагаемую постройку в 1832-1833 годах хотели сделать трёхпрестольным храмом, сохранив прежние наименования в качестве придельных, а главный престол освятить в честь иконы Тихвинской Богоматери. Но в итоге каменная церковь середины XVIII века уцелела, поскольку новый храм пристроили с востока к старому, освятив в 1841 году вновь возведённое сооружение согласно тем пожеланиям, которые причт и прихожане высказали в 1832 году. Т.е. церковь стала Тихвинской с приделами во имя апостолов Петра и Павла и Николая Чудотворца.  Храм же середины XVIII века был возобновлён «в 1856 году тщанием гжатскаго купца Петра Георгиева Церевитинова». После ремонт в этой церкви освятили два новых престола: «один во имя Казанской Божией Матери и второй во имя Преподобной Марии Египетской»

Все те годы, когда шла реконструкция старого и строительство нового храмов рядом с Благовещенским собором, главная постройка комплекса остаётся как бы в тени. Наиболее ранний из найденных документов, относящийся к 1812 году, фиксирует плачевное состояние Благовещенского собора после того как город и его главный храм пострадали во время наполеоновского нашествия. И если на основном объёме и трапезной пожар уничтожил только кровельную систему, то колокольня пострадала в большей степени. Несколько оборвавшихся колоколов пробили свод её нижнего яруса, спровоцировав появление трещин в столбах и разрыв многочисленных связей.

Ограда, также пострадала от французов. Протяжённостью 62,5 сажени (порядка 135 м) кирпичное ограждение в пожар лишилось деревянного заполнения. Вероятно, в ближайшие после наполеоновского нашествия годы было устроено новое решётчатое ограждение, которое в 1848-1849 годах заменили металлическим, а в 1863 году в восточное прясло «икрустировали» каменную часовню.

Ещё одним крупным мероприятием по обустройству соборного комплекса в Гжатске незадолго до разрушения первоначального Благовещенского собора стала постройка опять-таки в восточной линии ограждения новой каменной колокольни, которую возвели в 1878-1882 годах. Ориентированная своими архитектурными формами на эклектику второй половины XIX века, она, по сути дела, предопределила будущий облик нового соборного храма.

В чрезмерных амбициях недостаточно образованной купчихи, поскольку основным ктитором нового храма стала «местная капиталистка» А.И. Комарова, вложившая в строительство собора 150 тысяч рублей. Руководствуясь казалось бы благими намерениями – построить для города более вместительную соборную церковь – она, по сути дела, лишила его свидетеля создания Гжатской пристани.

Несмотря на несколько негативную оценку архитектуры здания 1897-1900 годов Г.К. Бугославским и В.А. Никитиным, его оригинальное композиционное решение и декоративное убранство сделали в начале XX века этот храм, по словам всё тех же Бугославского и Никитина, «одним из первых в Смоленской губернии». Отдавая дань усилиям А.И. Комаровой, власти (городская Дума) «почтили» её «избранием в почетныя гражданки г. Гжатска».

В отличие от своего предшественника новый Благовещенский собор помимо главного престола (Благовещенского) получил ещё и два придельных: «с правой стороны в честь Василия Великаго и с левой – в честь преподобной Анны». Такое посвящение северного придела (во имя преподобной Анны) было, конечно же, обусловлено желанием «строительницы храма» Анны Ивановны Комаровой иметь в созданном ею соборе престол, посвящённый тезоименитой святой.

По завершении Благовещенская церковь была «покрыта железом, окрашенным зеленою масляною краскою», а изнутри «художественно росписана масляными красками». Сохраняя за вновь возведённой постройкой статус холодного собора, печей в нём устраивать не стали.

Вмещавший в себя «до 4 тысяч человек и на хорах более пятидесяти человек певчих» храм, был «торжественно освящен 29 октября 1900 года епископом Смоленским и Дорогобужским Петром». После постройки новый Благовещенский собор был неоднократно запечатлён фотографами.

На снимках начала XX века видно, что неоштукатуренная изначально колокольня последней четверти XIX века, под влиянием белёного храма, была соотнесена по окраске с соборной церковью Гжатска. Таким собор вошёл в революционное лихолетье и, по всей видимости, достаточно долго сохранял тот облик, что был придан ему на рубеже XIX – XX веков.

В 1929 году в стране развернулась активная компания по закрытию церквей. Не стал исключением и Гжатск, где в январе 1930 года был закрыт главный храм города – Благовещенский собор. В конце 1930 года здесь устроили «звуковой кинотеатр».

В октябре 1941 года, когда Гжатск был оккупирован немцами, лишённый крестов Благовещенский храм сначала сохранял даже кровлю.

Позже она стала ветшать, а колокольня частично даже была разобрана.

В этот период в соборной церкви немцы устроили бойню для рогатого скота.

В марте 1943 года, во время освобождения города частями советской армии, Благовещенский храм почти не пострадал, зато почти полностью была разрушена колокольня.

К середине – второй половине 1940-х годов её остатки были разобраны, а сама церковь во многом утратила своё кровельное покрытие

Продолжая ветшать, в таком состоянии церковь оставалась вплоть до 1974 года, когда решением Смоленского облисполкома Благовещенский собор был принят на охрану как памятник архитектуры. В следующем году на него был составлен паспорт и, вероятно, тогда же или несколькими годами позже было принято решении о приспособлении здания Благовещенской церкви под музей.

Реставрационные работы начались здесь в конце 1970-х го и в середине 1980-х годов в целом они были завершены.

Ещё несколько лет ушло на создание экспозиции, и 13 июля 1990 года музей был открыт. В здании Благовещенского собора он полноценно работал до 2013 года, когда началась постепенная передача храма верующим.

В 2013 году здесь возобновилась церковная жизнь, которая, надеемся, позволит вернуть полноценный облик соборному комплексу города Гагарина.