Всеправославный Собор: есть ли повод для беспокойства?

 

210715_36

Протоиерей Владимир Титов, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери г. Гагарин

В нынешнем году в жизни Православной Церкви произойдёт важное событие  –  будет созван Святой и Великий Собор Православной Церкви или Всеправославный Собор. Вместе соберутся предстоятели Поместных Церквей, чтобы в братском общении обсудить вопросы, которые сама жизнь ставит перед церковными общинами, да и перед каждым православным христианином, стремящимся в нашем динамичном и изменчивом мире жить в соответствии со Словом Божиим, Священным Преданием и благочестивыми традициями.

Мы можем в большей или меньшей степени критично оценивать те или иные стороны современной цивилизации, но нельзя не учитывать тот простой факт, что все мы глубоко вовлечены в окружающую нас действительность, противоречивую и, часто, враждебную Евангелию.

Как христианам жить в мире, отвергающем христианские духовные ценности или, в лучшем случае, безразличном к ним? Как строить свою жизнь церковным общинам? Как помочь современному человеку открыть для себя духовные сокровища Православия, не воздвигая на этом пути чрезмерных препятствий? Что предпочтительнее: безусловное требование строгого исполнения канонов или пастырская снисходительность к человеческим недостаткам и слабостям, имеющая целью их постепенное врачевание?

По такого рода вопросам и будет призван выразить своё суждение Всеправославный Собор.

Какие же вопросы будут обсуждаться на Соборе?

Это, например, вопросы церковного управления. В современном мире люди часто переезжают из страны в страну, православные общины возникают за пределами своих национальных границ и в связи с этим появляется необходимость определения в свете Предания и канонов церковно-правового положения или, как ещё говорят, юрисдикции таких общин.

Способ, которым признаётся статус церковной автокефалии или автономии, т. е. полной или частичной независимости данной поместной церкви также будет осуждаться на Соборе.

Ещё один вопрос, выносимый для обсуждения на Соборе — установление общего календаря церковных праздников.

Кроме того, предстоятели Церквей и другие участники Всеправославного Собора обсудят правила и препятствия для совершения таинства брака, дисциплину поста, взаимоотношения с неправославными христианскими конфессиями и другие важные вопросы, требующие общецерковного обсуждения.

В целом можно сказать, что мы находимся в преддверии одного из важнейших событий в жизни современного Православия.

Сознавая это, с сожалением приходится слышать, читать на страницах некоторых интернет-сайтов недостоверную информацию о предстоящем Соборе. Чаще всего его называют Восьмым Вселенским и в связи с этим вспоминают пророчество преподобного Серафима Саровского.

Но совершенно неправильно называть предстоящий Собор Вселенским хотя бы по той причине, что, в соответствии с практикой Православной Церкви, признать Вселенским собор может только последующий собор. Между прочим, некоторые церковные авторы допускают возможность признания в качестве Вселенского Константинопольского собора 879—880 годов, запретившего добавление к Символу веры и признавшего Вселенским Седьмой собор.

210715_21

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери г. Гагарин.

Недобросовестные авторы публикаций в интернете пугают тем, что грядущий Собор станет «антихри-стовым», потому что на нём якобы будут приняты решения, идущие вразрез с учением Церкви, её догматами, канонами и правилами: введут женатый епископат, отменят посты, пересмотрят основы вероучения. И тогда православным христианам не останется ничего другого, как покинуть ограду «официальной» Церкви и искать иные пути спасения.

Подобные рассуждения не только не имеют под собой реальных оснований, но и свидетельствуют о незнании теми, кто их распространяет, исторических фактов, церковной традиции или же об их умышленном искажении.

Всеправославный Собор не собирается рассматривать догматических вопросов, на нём не будут обсуждаться положения православного вероучения.

Речь на Соборе пойдёт о вопросах канонических, а каноны – это законы, нормы, правила церковной жизни, Церковью же установленные. Когда внешние обстоятельства жизни Церкви изменяются – изменяются и некоторые правила церковной жизни.

Например, отлучение от Причастия Святых Таин как вид епитимии в современной церковной жизни применяется крайне редко. И никогда христианин не отлучается от Причащения за некоторые виды грехов на десять, пятнадцать или даже двадцать пять лет, как того требуют древние церковные каноны. Что это значит? Только то, что сама Церковь практически отменила эти суровые правила, имея в виду возможность перевоспитания грешника любовью, снисходительностью и терпением.

Подготовка к Всеправославному Собору началась еще в 60-х годах ХХ века и Русская Православная Церковь очень активно участвовала в этой подготовке, внося много предложений для рассмотрения их будущим Собором.

Прошло полстолетия, многое изменилось, возникли новые проблемы и вопросы, которые требуют своего осмысления. Глобализация, нравственный упадок, извращения самих принципов христианской морали – на все эти вызовы современности и призван дать ответ Всеправославный Собор.

Протоиерей Владимир Титов